avaharu (avaharu) wrote,
avaharu
avaharu

Новый год в Австралии. Часть 2. Сидней: Circular Quay, Opera House



На Сидней у меня было всего лишь полтора дня — первое января, когда все нормальные люди отсыпались после встречи Нового Года, а потом шли на пляж, и вторая половина второго (после экскурсии), так что я решил не пытаться объять необъятное, а осмотреть пусть только самое основное, зато обстоятельно и с удовольствием. А что в Сиднее для туриста основное? Вот к Опере и мосту Harbour Bridge я поутру и отправился.

В супермаркете возле отеля купил Day Tripper — проездной на целый день на любой сиднейский транспорт на все зоны в пределах города (про транспорт и билеты я еще расскажу подробнее), и сел на автобус до Circular Quay.



Бухта Circular Quay (австралийцы произносят «Сёкюла ки») когда-то была первой и главной гаванью Сиднея и всей Австралии. Именно сюда в 1788 году прибыла Первая Флотилия с заключенными-поселенцами. Теперь это один из крупнейших транспортных узлов Сиднея, в который сходятся полтора десятка автобусных маршрутов, четыре линии метро и с десяток маршрутов паромов. Отсюда же отправляются экскурсионные корабли и автобусы (подробности о них также будут в конце рассказа).









Пройдя вдоль правого берега бухты, вышел на мыс Беннелонг Пойнт, к зданию Оперы.



История строительства этого здания в высшей степени драматична. Началась она в 1945 году, когда английский скрипач и композитор Юджин Гуссенс, приглашенный в Австралию в качестве дирижера для записи цикла симфонических концертов, обнаружил, что в Сиднее есть только один подходящий зал с не слишком удачной акустикой, и загорелся идеей построить современный мультисценический комплекс с залами для театра, оперы, балета и концертов. Постепенно Гуссенс собрал вокруг себя единомышленников, в числе которых оказался будущий премьер-министр штата Джон Кейхилл, и подобрал подходящее место на Беннелонг Пойнт, где на тот момент располагалось трамвайное депо.

В 1955 году правительство штата разрешило строительство театра на Беннелонг Пойнте при условии, что государственные средства не понадобятся. На проект здания был объявлен международный конкурс. В этот момент Гуссенса путем интриг и шантажа увольняют с должности, и он навсегда покидает Австралию.

На конкурс принимают 223 работы, но они отвергаются одна за другой: очень сложно разместить на небольшом пятачке «спиной к спине» два зала так, чтобы конструкция не выглядела неуклюжей. В конце концов, комиссия решает присудить первое место малоизвестному датскому архитектору Йорну Утсону, чей проект первоначально также был отвергнут, поскольку представлял собой скорее эскиз, чем проработанный проект. Но работа Утсона была поразительно оригинальна и слишком уж выделялась на фоне остальных.



В 1957 году Кейхилл объявил об организации постоянной лотереи для сбора денег на строительство. В 1958 году комиссия одобрила представленные Утсоном проект и смету на 7 миллионов долларов, и в 1959 году Кейхилл торжественно заложил первый камень фундамента.

К моменту начала строительства инженерные детали проекта все еще не были проработаны. Лондонская фирма, которой было поручено строительство, заявила, что она не располагает технологией возведения подобных конструкций, и что даже использование самых передовых на тот момент методик, включая компьютерные расчеты, не помогло найти решение. Прозвучал приговор: «Замысел Утсона с точки зрения конструкции наивен».

Но Утсон предлагает новую идею: собирать «раковины» из множества треугольных сегментов сферы, отлитых промышленным способом из железобетона и покрытых керамической плиткой. Технологическая проблема была решена, но сферические крыши не обеспечивали требуемой акустики, поэтому пришлось проектировать дополнительные звукоотражающие потолки, которые также должны были собираться из заранее изготовленных в промышленных условиях элементов. Утяжеление конструкции вынудило строителей взорвать частично готовый фундамент и заложить новый, более прочный. Смета проекта была увеличена до 12.5 миллионов.



В 1965 году, после двадцати четырех лет правления, лейбористы потерпели поражение на выборах. Новый премьер не проявлял особой симпатии к строительству Оперы, к тому времени безнадежно отставшему от графика и выбивающемуся из сметы. В 1966 году Утсон, вконец затравленный насмешками прессы с одной стороны и придирками и задержкой ежемесячных выплат новым министром общественных работ Дейвисом Хьюзом с другой, подал в отставку и покинул Австралию. Хьюз назначил на его место сотрудника своего министерства Питера Холла, несмотря на протесты, как со стороны общественности, так и со стороны правительственных архитекторов, включая самого Холла.

Результаты деятельности команды Холла были удручающими. Вместо запроектированных внешних стеклянных стен с профильными рамами, которые должны были напоминать по форме крылья чаек, появились плоские окна в стальных переплетах по моде 60-х. Большой зал, проектировавшийся как оперный, был превращен в концертно-конгрессный, а опера «переехала» в малый, с неподходящей для нее акустикой. Сценическое оборудование, закупленное для большого зала, было продано на металлолом, а в пространстве под сценой, которое по проекту было предназначено для хранения декораций, устроили студию звукозаписи. От эффектных интерьеров, задуманных Утсоном, также не осталось и следа.



В 1973 году сиднейская Опера была торжественно открыта королевой Елизаветой. Затраты на строительство составили 102 миллиона австралийских долларов, причем 75 процентов этой суммы были потрачены после ухода Утсона. Питер Холл не получил больше ни одного крупного заказа и умер в 1989 году. Дейвис Хьюз жив, и по-прежнему считает, что без его вмешательства строительство Оперы никогда не было бы закончено. Утсон, реализовав несколько небольших архитектурных проектов в Дании и Кувейте, живет на Майорке.

Перед входом в Оперу висит небольшая бронзовая табличка, на которой после имен королевских особ выгравированы имена Дейвиса Хьюза, Питера Холла и его команды. Имени Йорна Утсона в этом списке нет.

Tags: Австралия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments