avaharu (avaharu) wrote,
avaharu
avaharu

Родина Карлсона и шведского стола



Съездил на выходные в Стокгольм, воспользовавшись осенней распродажей Аэрофлота — надо же было все-таки «поставить галочку» на шведской столице, пропущенной в летней поездке по Скандинавии. Город оказался приятным и несколько необычным. Пересказывать путеводители не буду, но для тех, у кого, как и у меня, в школе с географией было туго, пару слов о нем напишу.

Основным «открытием» поездки для меня стало существование такого географического объекта, как стокгольмский архипелаг. Стокгольм расположен у впадения озера Мэларен в Балтийское море. Рельеф земной поверхности в этом месте таков, что привычной для морского побережья картины, когда вот она суша, вот береговая линия, а дальше, до самого горизонта, море, нет: границу между землей и морем образует полоса из двадцати четырех тысяч островов, островков и островочков с проливами («шхерами») между ними. Сам город стоит на четырнадцати островах, но маленькие городки, поселки и деревеньки разбросаны по всему архипелагу.



Центр города, Норрмальм (северная часть), как и район Васастан, располагается на материковой части. Из объектов, необходимых туристу, помимо крупнейших городских супермаркетов, дорогих бутиков и прочих достопримечательностей шопинговой культуры, в нем находятся центральный вокзал, к которому сходятся все ветки метро и многие автобусные маршруты, городской турофис (на углу парка Кунгстредгорден, вход с улицы Хамнгатан, вниз по лестнице), в котором можно получить информацию, купить карты города и окрестностей, билеты на транспорт, экскурсии или в театры, и площадь Густава Адольфа (Gustav Adolfs Torg), от которой отправляются экскурсионные автобусы.

Площадь Сергельс-торь, в народе «Пластинка», центр Норрмальма.



В Васастане, на улице Далагатан, жила Астрид Линдгрен, а на крышу одного из соседних домов она поселила своего Карлсона. Путеводитель «Афиши» утверждает (со ссылкой на саму Линдгрен) что жил Карлсон на крыше вот этого дома, на террасе под башенкой.



От площади Густава Адольфа по мосту можно попасть сначала на маленький островок, две трети которого занимает здание Риксдага (а под ним музей средних веков, который пришлось устроить там вместо планировавшейся подземной парковки после того, как в процессе строительства были сделаны ценные археологические находки; вход бесплатный), а затем на остров Гамла-стан, в старый город. Гамла-стан — это дворцы (в том числе Королевский), церкви, старые домики, узкие улочки, маленькие площади, магазинчики, ресторанчики, скульптура, цветы, — в общем, все то, что можно ожидать от старого города. Да, и наперсточники еще.



Гамла-стан — остров небольшой, пересечь его можно минут за пять-семь и выйти на остров Сёдермальм, южную часть города. Этот остров гораздо крупнее, чем Гамла-стан, и довольно высокий, так что осматривать его удобно, подъехав на метро или автобусе куда-нибудь в центр, и затем спускаясь от центра к берегу. Очень приятные места для прогулок, красивые виды на старый город и соседние острова. Возле того места, где Сёдермальм соединяется мостом с Гамла-станом, на старом лифте Катаринахиссен можно за 10 крон (курс приблизительно 9,2 шведской кроны за 1 евро) подняться на смотровую площадку, а оттуда либо к верхней части острова, либо в панорамный ресторан Erics Gondolen (в пятницу-субботу без резервирования столика соваться бесполезно; кстати, я впервые оказался в ситуации, когда в обычный, не праздничный, вечер пятницы в центре большого города невозможно найти ресторан по душе — все, от гурманских ресторанов с меню за 250 евро и до банальных итальянских пиццерий, забито битком).



К западу от Норрмальма лежит еще один большой остров, Кунгсхольмен, интересный, прежде всего, ратушей. К востоку, на материковой части, дорогой и престижный район Эстермальм с красивой набережной. За Эстермальмом, в лесу, телебашня Какнэсторнет (автобус 69).



С Эстермальма по мосту можно попасть на остров Юргорден. Бóльшую его часть занимает природный парк, а на западе сконцентрировано все самое интересное: музей под открытым небом Скансен (150 деревянных домов, свезенных со всей Швеции и отреставрированных, летом открытых для посещения; мастерские ремесленников, совмещенные с сувенирными лавками, работающие круглогодично; небольшой зоопарк), парк развлечений Грёна-лунд, Цирк (который вовсе и не цирк, а театр, сейчас в нем идет мюзикл «Mamma Mia!»), Северный музей (музей скандинавской культуры), Юнибаккен (музей творчества Астрид Линдгрен) и, наверное, самый интересный стокгольмский музей, музей корабля «Васа». По сути, это музей национального позора. В 1628 году со стапелей стокгольмской верфи был спущен на воду корабль-красавец, флагман королевской эскадры, крупнейший на тот момент военный корабль Европы, названный именем короля Густава Васы. Корабль был опрокинут порывом ветра, и затонул сразу же после спуска, отойдя от берега менее чем на одну милю. В 1961 году отлично сохранившийся благодаря тому, что поедающая дерево живность не любит полупресную воду, «Васа» был поднят, отреставрирован и помещен в специально для него построенный музей.





Доехать до музеев можно на автобусе 44 или 47.

Транспортную систему Стокгольма образуют метро, автобусы, одна трамвайная линия (номер 7, идет из Норрмальма через Эстермальм по набережной Страндвэген в Юргорден; проездные действительны, но разовые билеты на этом маршруте свои), электрички и паромы. В метро три линии, на концах они раздваиваются, а в середине пересекаются на станции центрального железнодорожного вокзала. Автобусные маршруты 1-4 (автобусы синего цвета) работают как дополнительные линии метро: соединяют основные районы города и ходят с короткими интервалами, причем на остановках этих маршрутов висят электронные табло, показывающие время до подхода следующего автобуса. У автобусов красного цвета номера маршрутов двузначные, расписания висят на каждой остановке (карта автобусных маршрутов тоже есть на большинстве остановок). В субботу, и в воскресенье большинство «красных» автобусов ходят реже, заканчивают работу раньше, а в воскресенье многие маршруты не ходят вообще, так что читать расписание нужно внимательно. Паромное сообщение по городу работает в основном летом, но некоторые линии, например до Юргордена, круглогодично (ну или, по крайней мере, с весны по осень).



Для оплаты проезда очень удобны билеты на 24 или 72 часа, называются «Trimmar kort». Разовый билет стоит 20 крон, а проездной на 24 часа всего 60, на 72 — 180. В турофисе можно купить «SL Tourist Card», она стоит столько же, только действовать начинает с момента покупки, а не с момента первого использования. Не перепутайте «SL Tourist Card» и «Stockholm Card», которая кроме права на проезд дает еще кучу скидок на музеи и экскурсии за соответствующие безумные (если вы не планируете провести все время в музеях) деньги — 540 крон на 3 дня. Преимущество проездных заключается еще и в наличии на них магнитной полосы, позволяющей проходить в метро через турникеты, а не стоять в общей очереди к мужичку, компостирующему одноразовые купоны (такая уж у них странная система).



Туристический сезон в Стокгольме заканчивается в конце августа – начале сентября. Вне сезона выбор экскурсий по городу ограничен полуторачасовой автобусной обзоркой, пятидесятиминутной экскурсией на кораблике вокруг Юргордена и водной обзоркой на час пятьдесят. Билеты покупаются в соответствующих киосках: на площади Густава Адольфа на автобусные и комбинированные, на пристани Стрёмкайен (недалеко от площади) — на водные. Подробности, включая цены, маршруты и сезонные расписания, можно посмотреть на сайте Sightseeing in Stockholm.



Экскурсии по архипелагу предлагает фирма Stromma Kanalbolaget, но только летом, так что в этом направлении пришлось ограничиться вечерним трехчасовым круизом-ужином «Stockholm by Light» на кораблике с прожекторами (предварительное резервирование обязательно). А поскольку посетить архипелаг все-таки хотелось, решил добраться до острова Ваксхольмен (приблизительно час от Стокгольма) на обычных, не экскурсионных судах.



Транспортным сообщением по архипелагу заведует фирма Waxholmsbolaget. Расписания есть на сайте, кораблики отходят все от той же Стрёмкайен, билеты покупаются прямо на корабле, касса рядом с выходом. Очень забавно было наблюдать, как кораблик по пути несколько раз подходил к маленьким пристаням на островах, и подбирал или высаживал небольшие группки аборигенов человека по два-три, ну прямо как маршрутное такси. Аналогию с маршруткой усиливало то, что для того, чтобы тебя подобрали, нужно «проголосовать», подняв на пристани специальный семафор.



Конечно, летом люди ездят на архипелаг, чтобы купаться-загорать, а осенью остается только гулять, но погода была отличной, так что поездка получилась приятной. Ваксхольм — маленький городишко, 10 000 жителей, но все-таки самый крупный на архипелаге. Для туристов — центральная улица из деревянных домиков с сувенирными магазинчиками, да ресторанчики вдоль берега с красивыми видами из окон. Ну и крепость на острове напротив порта, летом открытая для посещения.



Ну, что еще... Такси. Во-первых, в городе несколько компаний и цены у них разные. Во-вторых, покилометровый тариф используется только для коротких поездок, далее стоимость фиксирована. Например, трансфер из аэропорта в город (или из города в аэропорт; до центра ехать минут 45) является именно такой поездкой с фиксированной ценой и стоит от 385 до 445 крон. Цена написана прямо на такси, на правой задней двери. Так что, садясь в аэропорту в такси, помните, что у вас есть выбор. :) Вариант для экономных — экспресс до центрального вокзала, далее метро или автобусы.



И это все, что я могу сказать о креветочном бизнесе.

Tags: Скандинавия, Стокгольм, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments